Вероника
Язькова
Риторика для детей от ... до 99 лет
ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ
"Похвала есть способ изъяснять величие добродетели"
Аристотель
Похвальная речь содержит в себе развернутую похвалу, комплимент.
Похвальное слово произносится в адрес людей, событий, явлений, предметов, заслуживающих похвалы, по мнению автора речи. Похвальную речь можно услышать на разного рода торжествах (во время политических собраний и выступлений, в том числе в СМИ, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи).
Цель похвального слова - хвалить или порицать.
Виды похвального слова: хвала (энкомий) и хула.
Время: Как писал Аристотель, для оратора «наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит хвалу или хулу по поводу чего-то существующего».
Объекты похвального слова: добродетель и порок, прекрасное и постыдное. В числе добродетелей: справедливость, доброта, благородство, мужество, благоразумие, щедрость, бескорыстие, великодушие, кротость, рассудительность, мудрость. Их антиподы: несправедливость, злоба, плебейство, трусость, невоздержанность, скаредность, скупость, мелочность, распущенность, эгоизм, глупость и т.д.
Советы Аристотеля: если ты не находишь, что сказать о человеке, сравни его с другими людьми. Хорошо сравнивать человека с людьми знаменитыми. Если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют.
ХВАЛЯТ – предмет (кого/что) – за определенные качестваа
Риторические приемы::
Сравнение – изображение одного предмета путем сопоставления его с другим с помощью: 1) союзов как, будто, словно, точно, как будто и др. 2) существительных в творительном падеже: завертелось колесом, юлою…) Примеры:
- "черна, как жук", "бела, как снег", "вертлява, как бес", "повертелась да в лес".
- "…Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…"
Аллегория – иносказательное изображение явления. Примеры: ложка дегтя испортит бочку меда; близок локоток, да не укусишь; волков бояться – в лес не ходить; дорога ложка к обеду; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не всё то золото, что блестит; соловья баснями не кормят, не в свои сани не садись и др.
Гипербола (греч. излишек, преувеличение) – образное выражение, преувеличивающее действие, предмет или явление. (Пример: слёзы льются градом, реки крови, мальчик с пальчик).
Ирония (греч. притворство) – тонкая насмешка и лукавство, прикрытые внешней учтивостью (Примеры: дурака называют мудрецом, малого ростом – великаном, бессильного – силачом).
Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Примеры: «Её сиделка - тишина», «Отговорила роща золотая // Берёзовым веселым языком…», «Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои…», «Скажи мне, ветка Палестины, // где ты росла, где ты цвела?»)
Сарказм (букв.: рву мясо) – язвительная насмешка, высшая степень иронии. Пример: «пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».
А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ:
Задание: 1) прочитайте 1 и 2 примеры; 2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?
Пример 1
М.В.ЛОМОНОСОВ
ПОХВАЛЬНАЯ ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ
Ея Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1748 ГОДА
Тебя, Богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают,
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому недостает…
Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К Тебе единой вопия:
"Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея".
Пример 2
И.С. Тургенев
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Пример 3
Задание:
1) прослушайте песню «Я люблю тебя, жизнь»;
2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?
Пример 4
Задание: какой риторический прием использован в следующем фрагменте?
Хвала Дождю
О, Ты, великая из великих стихий, величайшая неведомая сила! Ты несешь нам плодородие и прогоняешь засуху с наших земель. Ты даришь нам наслаждение от вдыхания великолепного озонового воздуха, спасибо Тебе, о великий Дождь!
(Ваня А., 6 класс)
Задание: сочините краткую речь, используя прием олицетворения, на тему:
- Хвала Лету
- Хвала Книге
- Хвала Самолету
- Хвала Дождю
- Хвала Солнцу
- Хвала Земле
Особая разновидность похвальных речей – иронические похвальные речи.
Их задача – не хвала, а порицание, хула.
Цель: высмеивание того или иного человека, предмета, факта, качества. Излюбленный риторический прием – ирония, сарказм.
Пример 5 (классический)
Классический пример – «Похвальное слово Глупости» Эразма Роттердамского.
ЭРАЗМ РОТТЕРАДАМСКИЙ
Похвальное слово Глупости
Писано в деревне,10 июня 1508
Глупость говорит:
«Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, - мне ведомо, на каком худом счету Глупость даже у глупейших, - все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие... веселит богов и людей.
Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и повсеместно раздался радостный, ликующий смех Подобно тому как утреннее солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна после суровой зимы всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на меня совсем иными сделались лица. В то время как великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.
(из 1 главы)
Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин - раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг - друга, жена - мужа, квартирант - домохозяина, товарищ - товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.
(из 21 главы)
Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские, дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.
А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута. Представьте себе человека, который все детство и юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью. Впрочем, не все ли равно, когда он умрет - ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!»
(из 37 главы)
Задание:
- прочитайте этот текст вслух;
- какие риторические приемы использует автор для прославления Глупости?
Вы, возможно, помните замечательный фильм режиссера Дж.Кькора по мотивам одноименного произведения М.Метерлинка «Синяя птица». Во время своего путешествия Тильтиль и Митиль оказываются в Стране Желаний. Жизнь в этой стране – сплошное удовольствие. В богато украшенной зале играет музыка. Столы ломятся от тортов, пирожных, мороженого, всяких вкусностей. Обитатели этой страны танцуют и веселятся день за днем. Кажется, ничто не может омрачить их радости. Это очень странные люди, и имена у них тоже странные: Удовольствие быть богатым, Удовольствие любоваться собой, Удовольствие не знать ничего, Удовольствие не понимать ничего, Удовольствие есть, когда не испытываешь голода, Удовольствие пить, когда не испытываешь жажды.
Вопрос: Как вы считаете, к какому художественному приему обращается режиссер фильма для изображения героев этой страны?
Пример 6
Задание: какие риторические приемы использованы в следующем фрагменте?
Хвала Бесчувствию
Кто может сравниться с Тобою, о Бесчувственность? Ты всегда радостна, спокойна и легкомысленна. Ты прекрасна: следы волнений и переживаний никогда не искажают Твои черты. Ты вечно молода! Тебе неведомо и непонятно чужое горе, Ты не замечаешь больных, не утешаешь плачущих, - Ты благоразумна. И вправду, зачем огорчаться и терять время на чужие слезы? Не слышишь крики и стоны? Прекрасно! Приятнее слушать музыку. Ты смотришь на мир ясными, холодными, равнодушными глазами: зачем расстраивать и волновать себя по пустякам? Ты холодна и тверда, как лед. В этом сила Твоя и несокрушимость. Ты исключительна, Тебе нет равных. Ты счастлива, не правда ли?
(Юля К. и Катя К., 6 класс )
Задание: напишите похвальную речь-порицание на любую из заданных тем:
· Похвальное слово Лени
· Похвальное слово Обжорству
· Похвальное слово Праздности
· Похвальное слово Равнодушию
· Похвальное слово Эгоизму.