Вероника
Язькова

Риторика для детей от ... до 99 лет

ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ

"Похвала есть способ изъяснять величие добродетели"

Аристотель

Похвальная речь содержит в себе развернутую похвалу, комплимент.

Похвальное слово произносится в адрес людей, событий, явлений, предметов, заслуживающих похвалы, по мнению автора речи. Похвальную речь можно услышать на разного рода торжествах (во время политических собраний и выступлений, в том числе в СМИ, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи).

 

Цель похвального слова - хвалить или порицать.

Виды похвального слова: хвала (энкомий) и хула.

Время: Как писал Аристотель, для оратора «наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит хвалу или хулу по поводу чего-то существующего».

Объекты похвального слова: добродетель и порок, прекрасное и постыдное. В числе добродетелей: справедливость, доброта, благородство, мужество, благоразумие, щедрость, бескорыстие, великодушие, кротость, рассудительность, мудрость. Их антиподы: несправедливость, злоба, плебейство, трусость, невоздержанность, скаредность, скупость, мелочность, распущенность, эгоизм, глупость и т.д.

Советы Аристотеля: если ты не находишь, что сказать о человеке, сравни его с другими людьми. Хорошо сравнивать человека с людьми знаменитыми. Если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют.     

ХВАЛЯТ – предмет (кого/что) – за определенные качестваа


 

Риторические приемы::

Сравнение – изображение одного предмета путем сопоставления его с другим с помощью: 1) союзов как, будто, словно, точно, как будто и др. 2) существительных в творительном падеже: завертелось колесом, юлою…)  Примеры:

  1. "черна, как жук", "бела, как снег", "вертлява, как бес", "повертелась да в лес".
  2. "…Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…"

Аллегория – иносказательное изображение явления. Примеры: ложка дегтя испортит бочку меда; близок локоток, да не укусишь; волков бояться – в лес не ходить; дорога ложка к обеду; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не всё то золото, что блестит; соловья баснями не кормят, не в свои сани не садись и др.

Гипербола (греч. излишек, преувеличение) – образное выражение, преувеличивающее действие, предмет или явление. (Пример: слёзы льются градом, реки крови, мальчик с пальчик).

Ирония (греч. притворство) – тонкая насмешка и лукавство, прикрытые внешней учтивостью (Примеры: дурака называют мудрецом, малого ростом – великаном, бессильного – силачом).

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Примеры: «Её сиделка - тишина», «Отговорила роща золотая // Берёзовым веселым языком…», «Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои…», «Скажи мне, ветка Палестины, // где ты росла, где ты цвела?»)

Сарказм (букв.: рву мясо) – язвительная насмешка, высшая степень иронии. Пример: «пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».

 

 

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ:

Задание: 1) прочитайте 1 и 2 примеры; 2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите? 

 

Пример 1

М.В.ЛОМОНОСОВ

ПОХВАЛЬНАЯ ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ

Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1748 ГОДА

Тебя, Богиня, возвышают

Души и тела красоты,

Что в многих разделясь блистают,

Едина все имеешь Ты.

Мы видим, что в Тебе единой

Великий Петр с Екатериной

К блаженству нашему живет.

Похвал пучина отворилась!

Смущенна мысль остановилась,

Что слов к тому недостает…

Сие Россия восхищенна

В веселии своем гласит;

Москва едина, на колена

Упав, перед Тобой стоит,

Власы седые простирает,

Тебя, Богиня, ожидает,

К Тебе единой вопия:

"Воззри на храмы опаленны,

Воззри на стены разрушенны;

Я жду щедроты Твоея".

 

Пример 2

И.С. Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
 

Пример 3

Задание:

1) прослушайте песню «Я люблю тебя, жизнь»;

2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?

Песня «Я люблю тебя, жизнь»
/музыка Э.Калмановского, слова К.Ваншенкина/
 
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова,
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала!
 
Мне немало дано:
Ширь земли и долина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня, -
Жизнь, ты знаешь, что это такое!
 
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете
И вершина любви -
Это чудо великое - дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки... Потом
Все опять повторится сначала.
 
Ах, как годы летят!
Мы грустим, седину замечая.
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна.
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно. 

 

Пример 4

Задание: какой риторический прием использован в следующем фрагменте?

Хвала Дождю

О, Ты, великая из великих стихий, величайшая неведомая сила! Ты несешь нам плодородие и прогоняешь засуху с наших земель. Ты даришь нам наслаждение от вдыхания великолепного озонового воздуха, спасибо Тебе, о великий Дождь!

(Ваня А., 6 класс)

Задание: сочините краткую речь, используя прием олицетворения, на тему:

  • Хвала Лету
  • Хвала Книге
  • Хвала Самолету
  • Хвала Дождю
  • Хвала Солнцу
  • Хвала Земле

Особая разновидность похвальных речейиронические похвальные речи.

Их задача – не хвала, а порицание, хула.

Цель: высмеивание того или иного человека, предмета, факта, качества. Излюбленный риторический прием – ирония, сарказм.

 

Пример 5 (классический)

Классический пример«Похвальное слово Глупости» Эразма Роттердамского. 

ЭРАЗМ РОТТЕРАДАМСКИЙ
Похвальное слово Глупости

Писано в деревне,10 июня 1508

Глупость говорит:

«Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, - мне ведомо, на каком худом счету  Глупость даже у глупейших, - все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие... веселит богов и людей.

Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и  повсеместно раздался радостный, ликующий смех Подобно тому как утреннее  солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна после суровой  зимы всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на  меня совсем иными сделались лица. В то время как великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.

(из 1 главы)

 

Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин - раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг -  друга, жена - мужа, квартирант - домохозяина, товарищ - товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.

(из 21 главы)

 

Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские, дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.

А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута. Представьте себе человека, который все детство и  юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не  вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к  самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью. Впрочем, не все ли равно, когда он умрет - ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!»

(из 37 главы)

Задание:

  1. прочитайте этот текст вслух; 
  2. какие риторические приемы использует автор для прославления Глупости?

Вы, возможно, помните замечательный фильм режиссера Дж.Кькора по мотивам одноименного произведения М.Метерлинка «Синяя птица». Во время своего путешествия Тильтиль и Митиль оказываются в Стране Желаний. Жизнь в этой стране – сплошное удовольствие. В богато украшенной зале играет музыка. Столы ломятся от тортов, пирожных, мороженого, всяких вкусностей. Обитатели этой страны танцуют и веселятся день за днем. Кажется, ничто не может омрачить их радости. Это очень странные люди, и имена у них тоже странные: Удовольствие быть богатым, Удовольствие любоваться собой, Удовольствие не знать ничего, Удовольствие не понимать ничего, Удовольствие есть, когда не испытываешь голода, Удовольствие пить, когда не испытываешь жажды.

Вопрос: Как вы считаете, к какому художественному приему обращается режиссер фильма для изображения героев этой страны?


 

Пример 6

Задание: какие риторические приемы использованы в следующем фрагменте?

Хвала Бесчувствию

Кто может сравниться с Тобою, о Бесчувственность? Ты всегда радостна, спокойна и легкомысленна. Ты прекрасна: следы волнений и переживаний никогда не искажают Твои черты. Ты вечно молода! Тебе неведомо и непонятно чужое горе, Ты не замечаешь больных, не утешаешь плачущих, - Ты благоразумна. И вправду, зачем огорчаться и терять время на чужие слезы? Не слышишь крики и стоны? Прекрасно! Приятнее слушать музыку. Ты смотришь на мир ясными, холодными, равнодушными глазами: зачем расстраивать и волновать себя по пустякам? Ты холодна и тверда, как лед. В этом сила Твоя и несокрушимость. Ты исключительна, Тебе нет равных. Ты счастлива, не правда ли?

(Юля К. и Катя К., 6 класс )

 

  

Задание: напишите похвальную речь-порицание на любую из заданных тем:

·        Похвальное слово Лени

·        Похвальное слово Обжорству

·        Похвальное слово Праздности

·        Похвальное слово Равнодушию

·        Похвальное слово Эгоизму.