Вероника
Язькова

Мастерство оратора

«Красноречивым можно считать того, кто, говоря и на форуме, и в суде, умеет доказывать, очаровывать и убеждать. Доказывать необходимо, очаровывать — приятно, убеждать — верный путь к победе... Доказывать надо тонко, очаровывать — в меру, убеждать горячо…»

Марк Туллий Цицерон

Современная эпоха отмечена небывалым всплеском интереса к искусству красноречия, умению логически мыслить, доходчиво и красиво излагать собственную точку зрения, привлечь на свою сторону оппонентов, профессионально защищать свои позиции в разных сферах общественной жизни - в бизнесе, в науке, в политике.  Сегодня, в условиях расширения границ информационного поля, строгое соблюдение законов риторики как теоретической основы любого публичного выступления становится залогом успеха. 

Зная эти законы, мы сумеем грамотно

  • обвинить противника
  • защититься от несправедливого обвинения
  • прославить то, что, по нашему мнению, достойно прославления
  • обосновать собственную позицию
  • завладеть вниманием собеседника    
  • выступать понятно, красиво и естественно

ХА! – может быть, скажете вы. – А зачем самим-то зубрить правила риторики? Приглашу спичрайтера, вот он и напишет мне речь. А уж произнести я её как-нибудь сумею, не неграмотный же…

Спичрайтеры в этом деле - не помощники, ведь писать-то они будут, сообразовываясь с собственной логикой и собственными знаниями. Хорошо, если их логика и знания совпадут с вашими, а если нет? А если посыпятся вопросы? Тогда что?.. И ещё. Как бы хорошо ни была составлена речь, какой бы серьёзной она ни была, она потерпит полный крах, если оратор не «подаст» её должным образом. И наоборот, слабая, невыразительная речь от умелого артистического исполнения может стать яркой, образной, запоминающейся.

В чём секрет?

В обыденной речи мы не перестаем логически мыслить, подбирая необходимые доводы в процессе разговора: здесь и сейчас. Нас волнует прежде всего предмет разговора, и поэтому мы никогда не задумываемся об интонации, о том, какое слово выделить, а какое, напротив, проговорить быстрее - «пробросить», какую сделать паузу – маленькую или театрально выдержанную. Заготовленный текст, зачастую, лишает нас этой возможности. Как часто во время  чтения заранее подготовленной речи, пусть даже собственной, естественность и лёгкость улетучиваются, уступая место известному нам всем ещё со школы занудному «чтению и выражением». А если ко всему к этому голос у оратора тихий или пронзительный, высокий? Тогда дело пропало: слушатели или заснут, или займутся собой, или покинут аудиторию.

Что же поможет удержать внимание слушателя? 

Чёткая логика речи, логический анализ. Именно он поможет установить главное и второстепенное в каждой фразе, выделить ударные слова, расставить естественные логические паузы, определить интонации. Слушая вас, присутствующие будут убеждены в том, что все необходимые доводы вы подбираете в процессе произнесения речи: здесь и сейчас.

Можно ли научиться этой науке? Конечно!


Моими учениками были студенты факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова (2004-2006 гг.) и учащиеся одной из лучших московской гимназии (2007 г.). Стали ли они ораторами, судить не берусь, но, уверена, опыт занятий в нашей творческой лаборатории не прошёл для них даром. С плодами же своей работы - с теоретическими разработками и практическими соображениями - я готова вас познакомить:

(для студентов вузов)

(для учащихся средних школ). Фрагменты.