Вероника
Язькова

Озвучание
аудио и видео

Реклама и объявления,
фильмы и аудиокниги

Итальянский
язык для Вас

Обучение итальянскому
с любого уровня

Мастерство
оратора

Теория и практика
публичного выступления

Телефон для связи: +7 (903) 551-3641

 

Спасибо

 

Сhi lingua ha a Roma va! - Язык до Рима доведёт!

Итальянский язык для ВАС

L'italiano per te 

 

Качественно и с гарантией. Убедитесь сами:

 

Обучение итальянскому языку с любого уровня:

  • Итальянский язык для всех желающих. Индивидуально или в мини-группах (занятия проходят на территории учащихся или на территории преподавателя).
  • Программа ускоренного изучения итальянского языка. В основе программы лежит метод коучинга (снятие блоков психологического и иного характера, так называемого синдрома "всё понимаю - не могу начать говорить!").
  • VIP "Итальянский для руководителей". Занятия на территории учащегося в удобном для него графике. Это программа для тех, у кого нет времени на "стандартное" изучение языка с проработкой пройденного материала дома и подготовкой домашних заданий. Рекомендуемая интенсивность - не менее 3 занятий в неделю.
  • "Деловой итальянский". Программа для предпринимателей и людей, связанных с бизнесом. Курс ориентирован на деловое общение на выставках, переговорах (очных, телефонных), овладение навыками деловой переписки. Представляет интерес для деловых людей, переводчиков, помощников руководителя и т.д.
  • Подготовка к экзаменам. Как правило, на получение диплома международного образца CILS (A-1, A-2, B-1, B-2, C-1, C-2) по учебникам Espresso 1-3, Allegro 1-3, Magari и др.
  • Помощь в изучении итальянского языка студентам вузов. Подготовка к экзаменам, репетиторство.
  • "Итальянский для специалистов" (вокалистов, медиков, архитекторов).
  • Совершенствование итальянского языка.
  • Русский язык для итальянцев. Основы кросс-культурной коммуникации, культуры и цивилизации России.

Занятия проходят с преподавателями, которые, помимо обширной преподавательской практики в лучших вузах Москвы, накопили большой опыт профессиональной деятельности в ведущих областях применения языка - в бизнесе, в кинематографе, в театре, в синхронном и последовательном переводах, в художественной литературе, журналистике и т.д.


 

УЧИМСЯ КРАСНОРЕЧИЮ

Краткое пособие по риторике для учащихся средних школ

(фрагменты)

 

Пособие предназначено для изучения практики ораторского искусства. В разделах пособия даны элементы теории, необходимые для самостоятельных практических занятий. Для учащихся средних школ и всех желающих повысить свой уровень речевого мастерства.   

 

 

ПРАВИЛА СОКРАТА:

1) глав­ная задача оратора - установление истины, а не умение убедить слушателей в чем угодно.

2) подлинное красно­речие доступно только философам — лишь они способны познать истину.

3) При построении речи начинать нужно всегда со вступления, затем необ­ходимо изложить материал, потом - доказательства, далее - выводы.

4) Мысли и высказывания должны быть:

  • а) связными и последовательными;
  • б) четкими и определенными;
  • в) аргументированными и доказательными;
  • г) непротиворечивыми.

 

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ

 

Задание:

1) Внимательно прочитайте 1, 2 и 3 примеры «Разговора Сократа с Евфидемом о справедливости».

2) В чем особен­ности его речи? Можно ли говорить о логических качествах его речи?

 

 

РАЗГОВОР СОКРАТА С ЕВФИДЕМОМ О СПРАВЕДЛИВОСТИ

 

Пример 1:  

У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

—  Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость'?

—  Конечно, знаю, не хуже всякого другого.

—  А я вот человек к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство — это справедливо?

—  Конечно, несправедливо.

—  Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, за­хватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет неспра­ведливо?

—  Нет, пожалуй что справедливо.

—  А если он будет грабить и разорять их землю ?

—  Тоже справедливо.

—  А если будет обманывать их военными хитростями?

—  Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство — это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.

—  Прекрасно. Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но ска­жи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, — такая ложь будет несправедливой?

—  Нет, пожалуй что справедливой.

—  Л если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?

—  Нет, тоже справедливым.

—  А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не нало­жил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, — что сказать о таком воровстве?

—   И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и во­ровство — это по отношению к врагам справедливо, а по отно­шению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и не­справедливо, когда делается им во зло.

Пример 2:

—  Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем рас­познать справедливость, мне надобно научиться распознать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?

— Думаю, что знаю, Сократ.  Ну вот, например, здоровье — это благо, а болезнь — это зло; пища или питье, которое ведут к здоровью, — это благо, а которые ведут к болезни, — зло.

—  Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно — благо, а когда ко злу, то оно — зло?

—  Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?

—  А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кон­чилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье — благом или злом?

— Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный.

 

Пример 3:

—- Знаешь ли ты, что такое народ?

—  Думаю, что знаю, Сократ.

—  Из кого же состоит народ?

—  Из бедных и богатых.

—  А кого ты называешь бедными и богатыми?

—  Бедные — это те, которым не хватает на жизнь, а бога­тые — те, у которых всего в достатке и сверх достатка.

—  А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?

—  Право, бывает. Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.

—  Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к бедня­кам, а хозяйственных бедняков — к богачам?

—  Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказыва­ется, ничего не знаю.

—  Не отчаивайся.

—  Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать.

И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.

 

Задание: 1) Прочтите беседу «О храбрости». 2) Можно ли назвать её сократической? Почему?

О ХРАБРОСТИ

 

Сын приходит к отцу и говорит:

- Отец, мы сегодня говорили о храбрости. Храбрость – это умение побеждать.

- Да? – ответил отец. – Значит, Пирр, царь Эпира, не был храбрым? Ведь войну он проиграл…

- Ну, нет, пожалуй…

- А любой мальчишка, смело бросающийся в драку, но терпящий поражение, трус?

- Нет, конечно, - ответил сын. – Значит, раньше я думал неправильно. Храбрость – это умение смело принять бой, не бояться потерпеть поражение, лишиться имущества, благ и свободы ради победы. Умение же выигрывать бой часто сопровождает храбрых, но не всегда является частью этой доблести.

(Ваня А. 6 класс)

 

Задание: Сочините сократическую беседу на любую интересующую вас тему.

 

ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ

"Похвала есть способ изъяснять величие добродетели"

Аристотель 

 

Похвальная речь содержит в себе развернутую похвалу, комплимент.

Похвальное слово произносится в адрес людей, событий, явлений, предметов, заслуживающих похвалы, по мнению автора речи. Похвальную речь можно услышать на разного рода торжествах (во время политических собраний и выступлений, в том числе в СМИ, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи).

 

Цель похвального слова - хвалить или порицать.

Виды похвального слова: хвала (энкомий) и хула.

Время: Как писал Аристотель, для оратора «наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит хвалу или хулу по поводу чего-то существующего».

Объекты похвального слова: добродетель и порок, прекрасное и постыдное. В числе добродетелей: справедливость, доброта, благородство, мужество, благоразумие, щедрость, бескорыстие, великодушие, кротость, рассудительность, мудрость. Их антиподы: несправедливость, злоба, плебейство, трусость, невоздержанность, скаредность, скупость, мелочность, распущенность, эгоизм, глупость и т.д.

Советы Аристотеля: если ты не находишь, что сказать о человеке, сравни его с другими людьми. Хорошо сравнивать человека с людьми знаменитыми. Если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют.     

ХВАЛЯТ – предмет (кого/что) – за определенные качества

Риторические приемы:

Сравнение – изображение одного предмета путем сопоставления его с другим с помощью: 1) союзов как, будто, словно, точно, как будто и др. 2) существительных в творительном падеже: завертелось колесом, юлою…)  Примеры:

1) "черна, как жук", "бела, как снег", "вертлява, как бес", "повертелась да в лес".

2) "…Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…"

Аллегория – иносказательное изображение явления. Примеры: ложка дегтя испортит бочку меда; близок локоток, да не укусишь; волков бояться – в лес не ходить; дорога ложка к обеду; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не всё то золото, что блестит; соловья баснями не кормят, не в свои сани не садись и др.

Гипербола (греч. излишек, преувеличение) – образное выражение, преувеличивающее действие, предмет или явление. (Пример: слёзы льются градом, реки крови, мальчик с пальчик).

Ирония (греч. притворство) – тонкая насмешка и лукавство, прикрытые внешней учтивостью (Примеры: дурака называют мудрецом, малого ростом – великаном, бессильного – силачом).

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Примеры: «Её сиделка - тишина», «Отговорила роща золотая // Берёзовым веселым языком…», «Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои…», «Скажи мне, ветка Палестины, // где ты росла, где ты цвела?»)

Сарказм (букв.: рву мясо) – язвительная насмешка, высшая степень иронии. Пример: «пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».

 

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ:

 

Задание: 1) прочитайте 1 и 2 примеры; 2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите? 

 

Пример 1

М.В.ЛОМОНОСОВ

ПОХВАЛЬНАЯ ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ

Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1748 ГОДА

 

Тебя, Богиня, возвышают

Души и тела красоты,

Что в многих разделясь блистают,

Едина все имеешь Ты.

Мы видим, что в Тебе единой

Великий Петр с Екатериной

К блаженству нашему живет.

Похвал пучина отворилась!

Смущенна мысль остановилась,

Что слов к тому недостает…

 

<…> Сие Россия восхищенна

В веселии своем гласит;

Москва едина, на колена

Упав, перед Тобой стоит,

Власы седые простирает,

Тебя, Богиня, ожидает,

К Тебе единой вопия:

"Воззри на храмы опаленны,

Воззри на стены разрушенны;

Я жду щедроты Твоея".

 

Пример 2

И.С. Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


Пример 3

Задание:

1) прослушайте песню «Я люблю тебя, жизнь»;

2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?



Песня «Я люблю тебя, жизнь»

/музыка Э.Калмановского, слова К.Ваншенкина/

 

Я люблю тебя, жизнь,

Что само по себе и не ново,

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова,

Вот уж окна зажглись,

Я шагаю с работы устало,

Я люблю тебя, жизнь,

И хочу, чтобы лучше ты стала!

 

Мне немало дано:

Ширь земли и долина морская,

Мне известна давно

Бескорыстная дружба мужская.

В звоне каждого дня

Как я счастлив, что нет мне покоя!

Есть любовь у меня, -

Жизнь, ты знаешь, что это такое!

 

Как поют соловьи,

Полумрак, поцелуй на рассвете

И вершина любви -

Это чудо великое - дети!

Вновь мы с ними пройдем

Детство, юность, вокзалы, причалы,

Будут внуки... Потом

Все опять повторится сначала.

 

Ах, как годы летят!

Мы грустим, седину замечая.

Жизнь, ты помнишь солдат,

Что погибли, тебя защищая?

Так ликуй и вершись

В трубных звуках весеннего гимна.

Я люблю тебя, жизнь,

И надеюсь, что это взаимно. 

 

Пример 4

Задание: какой риторический прием использован в следующем фрагменте?

Хвала Дождю

О, Ты, великая из великих стихий, величайшая неведомая сила! Ты несешь нам плодородие и прогоняешь засуху с наших земель. Ты даришь нам наслаждение от вдыхания великолепного озонового воздуха, спасибо Тебе, о великий Дождь!

(Ваня А., 6 класс)

 

Задание: сочините краткую речь, используя прием олицетворения, на тему:

·       Хвала Лету

·        Хвала Книге

·        Хвала Самолету

·        Хвала Дождю

·        Хвала Солнцу

·        Хвала Земле

 

Особая разновидность похвальных речейиронические похвальные речи.

Их задача – не хвала, а порицание, хула.

Цель: высмеивание того или иного человека, предмета, факта, качества. Излюбленный риторический прием – ирония, сарказм.

Классический пример«Похвальное слово Глупости» Эразма Роттердамского.

 

Пример 5

ЭРАЗМ РОТТЕРАДАМСКИЙ
Похвальное слово Глупости

Писано в деревне,10 июня 1508

 

Глупость говорит:

«Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, - мне ведомо, на каком худом счету  Глупость даже у глупейших, - все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие... веселит богов и людей.

Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и  повсеместно раздался радостный, ликующий смех <...> Подобно тому как утреннее  солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна после суровой  зимы всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на  меня совсем иными сделались лица. В то время как великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.

(из 1 главы)

                   

Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин - раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг -  друга, жена - мужа, квартирант - домохозяина, товарищ - товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.

(из 21 главы)

 

Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские, дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.

А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута. Представьте себе человека, который все детство и  юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не  вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к  самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью. Впрочем, не все ли равно, когда он умрет - ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!»

(из 37 главы)

Задание: 1) прочитайте этот текст вслух; 2) какие риторические приемы использует автор для прославления Глупости?

 

Вы, конечно, помните замечательный фильм режиссера Дж.Кькора по мотивам одноименного произведения М.Метерлинка «Синяя птица». Во время своего путешествия Тильтиль и Митиль оказываются в Стране Желаний. Жизнь в этой стране – сплошное удовольствие. В богато украшенной зале играет музыка. Столы ломятся от тортов, пирожных, мороженого, всяких вкусностей. Обитатели этой страны танцуют и веселятся день за днем. Кажется, ничто не может омрачить их радости. Это очень странные люди, и имена у них тоже странные: Удовольствие быть богатым, Удовольствие любоваться собой, Удовольствие не знать ничего, Удовольствие не понимать ничего, Удовольствие есть, когда не испытываешь голода, Удовольствие пить, когда не испытываешь жажды.

Вопрос: Как вы считаете, к какому художественному приему обращается режиссер фильма для изображения героев этой страны?

 

 

Пример 6

Задание: какие риторические приемы использованы в следующем фрагменте?

Хвала Бесчувствию

Кто может сравниться с Тобою, о Бесчувственность? Ты всегда радостна, спокойна и легкомысленна. Ты прекрасна: следы волнений и переживаний никогда не искажают Твои черты. Ты вечно молода! Тебе неведомо и непонятно чужое горе, Ты не замечаешь больных, не утешаешь плачущих, - Ты благоразумна. И вправду, зачем огорчаться и терять время на чужие слезы? Не слышишь крики и стоны? Прекрасно! Приятнее слушать музыку. Ты смотришь на мир ясными, холодными, равнодушными глазами: зачем расстраивать и волновать себя по пустякам? Ты холодна и тверда, как лед. В этом сила Твоя и несокрушимость. Ты исключительна, Тебе нет равных. Ты счастлива, не правда ли?

(Юля К. и Катя К., 6 класс )

  

Задание: напишите похвальную речь-порицание на любую из заданных тем:

 

·        Похвальное слово Лени

·        Похвальное слово Обжорству

·        Похвальное слово Праздности

·        Похвальное слово Равнодушию

·        Похвальное слово Эгоизму.

 

 

СУДЕБНАЯ РЕЧЬ

«Дело судебных речей – обвинять или оправдывать,

потому что тяжущиеся всегда  делают непременно одно что-нибудь из двух –

или обвиняют или оправдывают».

Аристотель 

Судебная речь — это публичная речь, обращенная к суду и всем участникам разбирательства уголовного или гражданского дела.

Время: прошлое

3 основных вида судебной речи:

  • Речь прокурора (обвинительная речь)
  • Речь адвоката (защитительная речь)
  • Речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь)

Обвинительной  речью чаще всего является речь прокурора. В своем выступлении обвинитель оглашает обвинение, представляет собранные по этому делу доказательства, квалифицирует преступление и высказывает свое мнение о мере наказания виновного, имеющее значение для вынесения законного и обоснованного приговора. Защитительная и самозащитительная речь служат для полного или частичного оправдания подсудимого, вскрытию мотивов преступления, смягчающих обстоятельств и в целом смягчения приговора. В первом случае её произносит адвокат, во втором – подсудимый.

ВНИМАНИЕ: И обвинительную, и защитительную, и самозащитительную речи можно услышать не только в суде, но и в повседневной жизни. Цель обвинительной речи - показать слушателям опасность содеянного человеком, того или иного явления, предмета и т.д., а также выявить причины, в силу которых совершен тот или иной поступок, имеет место то или иное событие и т.д. Цель защитительной и самозащитительной речей, напротив,  - оправдание содеянного человеком, того или иного явления, предмета и т.д.  

Композиция:

  1. вступление;
  2. изложение состава преступления;
  3. анализ и оценка доказательств по делу;
  4. квалификация преступления;
  5. характеристика личности подсудимого, его отношение к содеянному преступлению, раскрытие мотивов, причин и условий совершения его;
  6. предложения о виде и размере наказания (для обвинительной речи);
  7. анализ причин совершения преступления;
  8. заключение.

Риторические приемы: ирония, сарказм, олицетворение, гипербола. В обвинительных речах часто используются антитеза, восклицание, риторический вопрос.

ВНИМАНИЕ:

Антитеза - сопоставление противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Пример: «Я царь, — я раб, — я червь, — я бог» (Г. Р. Державин) или в заглавиях «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т.д.

Восклицание – такой приём, когда оратор, взволнованный каким-либо чувством, прерывает свою речь краткой и энергичной фразой, содержащей указание на настроение автора. Восклицание чаще всего употребляется безлично. Пример: «Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О времена! О нравы!» (М.Т.Цицерон)    

Риторический вопрос — предложение, которое по интонации является вопросительным, а по цели высказывания — повествовательным или побудительным. Риторический вопрос не требует ответа. Используется для привлечения слушателя на сторону говорящего.

 

Мастером риторического вопроса и антитеза во все времена считался древнеримский государственный деятель оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106 г. до н.э – 43 г. до н.э.).

СОВЕТЫ ЦИЦЕРОНА

1.  Оратор должен хорошо знать, о чём он собирается рассказать.

2. Оратор должен «изобрести, расположить, украсить».

3. Идеи и мысли необходимо расположить в соответствии с законами логики.

4. мысли должны быть изложены в красивой и доступной для понимания форме.

5. Важно запомнить свою речь и произнести её наизусть.

6. Говорить надо грамотно и красиво.

7. Оратор должен соединить в себе «тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров».

8. Сила оратора — в умении «воспламенять сердца лю­дей гневом, ненавистью или скорбью, а от этих порывов вновь обра­щать к кротости и жалости». Достичь же этого может лишь тот, кто глубоко изучил душу и природу человека.

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ

Задание: 1) прочитайте этот фрагмент; 2) определите, в чем обвиняет Цицерон Катилину? 3) выделите антитезу графически при помощи красной и черной ручек (красный цвет – позитив, черный - негатив) 4). Какие еще риторические приемы использует автор? 5) Как вы считаете, насколько доказательны приведенные обвинения? 

 

Пример 1

М.Т.ЦИЦЕРОН. Первая речь против Катилины

(фрагмент)

 

Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы <…>, ни стража, обходящая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, <…> ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О времена! О нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив. Да разве только жив? Нет, даже приходит в сенат, участвует в обсуждении государственных дел, намечает и указывает своим взглядом тех из нас, кто должен быть убит, а мы, храбрые мужи, воображаем, что выполняем свой долг перед государством, уклоняясь от его бешенства и увертываясь от его оружия. Казнить тебя, Катилина, уже давно следовало бы, <…> против тебя самого обратить губительный удар, который ты против всех нас уже давно подготовляешь.

<…> Теперь отчизна, наша общая мать, тебя ненавидит, боится и уверена, что ты уже давно не помышляешь ни о чем другом, кроме отцеубийства. И ты не склонишься перед ее решением, не подчинишься ее приговору, не испугаешься ее могущества? Она так обращается к тебе, Катилина, и своим молчанием словно говорит: «Не было в течение ряда лет ни одного преступления, которого не совершил ты; не было гнусности, учиненной без твоего участия; ты один безнаказанно и беспрепятственно убивал многих граждан, притеснял и разорял наших союзников; ты оказался в силах не только пренебрегать законами и правосудием, но также уничтожать их и попирать. Прежние твои преступления <…> я все же терпела, как могла; но теперь то, что <…> каждый замысел, направленный против меня, кажется мне порожденным твоей преступностью, – все это нестерпимо. Поэтому удались и избавь меня от этого страха…»

 

 

Пример 2

Задание: определите, какие риторические приемы использует автор. 

 

ПУШКИН А.С. Деревня

 

<…> Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное Судьбой,

Здесь Барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

 

Пример 3

Задание: 1) Внимательно прочитайте этот отрывок. 2) В чем заключается обвинение? 3) выделите антитезу графически при помощи красной и черной ручек (красный цвет – позитив, черный - негатив). 5) К каким еще риторическим приемам прибегает Маленький Принц для подтверждения своей мысли?  

 

CЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ А. Маленький принц

 

Я  знаю одну планету,  там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду.  Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: "Я человек  серьезный! Я человек серьезный!" И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб. <…> Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело - понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?

 

Пример 5

Задание: 1) Прочтите басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». 2) Представьте, что вы выступаете в суде, где слушается дело о предумышленном убийстве Стрекозы Муравьем. 3) Определите, какими фактами располагает следствие? 4) Придумайте и произнесите обвинительную речь. 5) Подумайте, какие аргументы в защиту Муравья вы могли бы привести?

Материалы дела:

 

И.А.КРЫЛОВ. Стрекоза и муравей 

   Попрыгунья Стрекоза

   Лето красное пропела;

   Оглянуться не успела,

   Как зима катит в глаза.

   Помертвело чисто поле;

   Нет уж дней тех светлых боле,

   Как под каждым ей листком

   Был готов и стол и дом.

   Все прошло: с зимой холодной

   Нужда, голод настает;

   Стрекоза уж не поет;

   И кому же в ум пойдет

   На желудок петь голодный!

   Злой тоской удручена,

   К Муравью ползет она:

   "Не оставь меня, кум милый!

   Дай ты мне собраться с силой

   И до вешних только дней

   Прокорми и обогрей!" -

   "Кумушка, мне странно это:

   Да работала ль ты в лето?" -

   Говорит ей Муравей.

   "До того ль, голубчик, было?

   В мягких муравах у нас -

   Песни, резвость всякий час,

   Так что голову вскружило". -

   "А, так ты..." - "Я без души

   Лето целое все пела". -

   "Ты все пела? Это дело:

   Так поди же, попляши!" 

АРГУМЕНТАЦИЯ

 

Аргументацияэто система доказательства с помощью аргументов.

Аргументы – это доводы, с помощью которых обосновывается (доказывается) тезис.

Тезис - основное положение, которое требуется доказать в споре.

Типы аргументов: факты (научные, статистические; из жизни, истории и др.), ссылки на заведомо истинные суждения (пословицы, поговорки, афоризмы, аксиомы, законы, правила и др.)

 

 

3 основных способа доказательства:

Силлогизмрассуждение, в котором 2 суждения (посылоки) объединены одним общим выводом. Например:

1.    все животные смертны (сказуемое заключения). 

2.    Человек – животное (подлежащее заключения). 

3.    Следовательно, человек смертен. 

Метод исключения — истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной - тезиса. Например:

1.    Преступление совершили либо А, либо В, либо С.

2.    Доказано, что ни А, ни В на совершали его, так как у них есть алиби.

3.    Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби).

Приведение к абсурду: 

Стало быть,  по-вашему,  убеждений нет?

Нет, и не существует.

Это ваше убеждение?

— Да.

-- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.

 

Логические ошибки

Порочный круг — тезис доказывается аргументами, которые выводятся из того же тезиса. Например, снотворное усыпляет, потому что от него хочется спать.

Подмена тезиса — доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала. Паралогика – в случае непредумышленной подмены тезиса. Софистика – в случае предумышленной подмены тезиса и выдвижения умышленно ошибочных рассуждений, которые выдаются за истинные.

 

Предмет любой дискуссии или спора - это те положения, которые подлежат обсуждению.

Цели споров: 1) из-за истины, 2) для убеждения; 3) для победы; 4) ради спора.

Виды споров: 1) монолог; 2) диалог; 3) полилог.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СПОРА:

1.  Не теряйте предмет спора.

2.  Не передавайте инициативы противнику.

3.  Не позволяйте уводить в сторону.

4.  Займите определенную позицию.

5.  Точно знайте значение терминов.

6.  Изучите тактику противника.

7.  Уважайте собеседника, не допускать резких или оскорбительных выпадов в его адрес.

 

 

Полемические приемы

•  Юмор, ирония, сарказм

•  Прием бумеранга ("бей врага его же оружием")

•  Сведение к абсурду

Атака вопросами

Довод к человеку — вместо обоснования своей позиции оратор пытается воздействовать на чувства и настроения оппонентов.

Ошибка многих вопросов - оппоненту задают несколько разных вопросов под видом одного и требуют ответить односложно "да" или "нет"

Ответ вопросом на вопрос

Ответ «на потом»

Обструкция. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.

«Палочные доводы» - форма давления на собеседника. Приводится такой довод, который оппонент должен принять из-за боязни чего-либо опасного для себя лично.

 

 

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ

Задание: 1) Разберите текст на предмет нарушения законов логики. 2) К каким приемам аргументации прибегают участники судебного разбирательства? 3) Подумайте, каким образом вы могли бы защитить Валета.

 

ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ «Приключения Алисы в стране чудес» 

 

- Ваше величество! - крикнул Белый Кролик, поспешно вскочив с места. - Обнаружены новые доказательства! Только что найдена вот эта бумага.

- И что в ней есть? - спросила Королева.

- Я ее еще не разворачивал, - сказал Белый Кролик, - но есть... есть предположение, что это письмо от обвиняемого к... к... к кому-то!

- Раз письмо - значит, к кому-то, - сказал Король, - писать никому пока не в обычае!

- А кому оно адресовано? - заинтересовался кто-то из присяжных.

- Никому, - сказал Кролик. - Я хочу сказать, снаружи ничего не написано, - торопливо поправился он, развернул бумажку и добавил: - Ну конечно! Это даже и не письмо - это просто стишки!

- А почерк подсудимого? - спросил другой присяжный.

- В том-то и дело, что нет,- сказал Белый Кролик,- и это особенно подозрительно! Присяжные растерянно захлопали глазами.

- Выходит, он подделал чей-то почерк? - сказал Король. Присяжные успокоились и просветлели.

- Ваше величество! - неожиданно заговорил Валет. - Я этого не писал, и никто не докажет, что я это писал: там нет никакой подписи.

- Тем хуже для вас, если подписи нет, - сказал Король. - Не будь у вас на уме злодейства, вы бы подписались, как честный человек!

И тут все захлопали, и не зря: действительно, это были первые умные слова, какие Король произнес за весь день.

- Итак, вина его доказана, - начала Королева,- и пора уже отру...

- Ничего тут не доказано! - перебила Алиса. - Да вы что? Вы даже не знаете, про что эти стишки!

- Огласи их,- сказал Король. Белый Кролик напялил на нос очки.

- С чего начинать, ваше величество? - спросил он.

- Начни с начала,- торжественно произнес Король, - и продолжай, пока не дойдешь до конца. Тогда остановись!

В судебном зале воцарилась мертвая тишина, и Белый Кролик прочитал вслух следующие строки:

     Ни он, ни я, ни мы, ни вы

     Не ведали беды,

     Но он поверил ей, увы,

     Что я боюсь воды!!

 

     Меня пытались не мытьем,

     Так катаньем донять.

     Они вдвоем, а мы - втроем,

     А дважды два - не пять!

 

     Он ей - ты мне. Мы вам - вы нам!

     Она ему - оно!

     Хотя они - он знает сам! -

     Вернулись к ней давно!

 

     "Ты измываться им не дашь!" -

     Он сам так утверждал!

     И что ж? Она же входит в раж,

     Подняв такой скандал!

 

     И лучшие умы страны

     Гадают до сих пор:

     Они ли, мы ли, вы ль должны

     Смыть кровью свой позор!

 

     Во имя нашей чистоты

     Пускай не знает свет:

     НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫ - МЫ - ТЫ -

     ОНИ С НЕЙ

     Или нет?

 

- Это самое важное доказательство вины подсудимого, - сказал Король, удовлетворенно потирая руки. - Оно перевешивает все остальные улики, так что пусть присяжные удалят...

- Да это же просто чепуха! - крикнула Алиса. - Тут нет ни на вот столечко смысла!

- Ну что, если тут нет смысла, - сказал Король, - тогда у нас гора с плеч: нам незачем пытаться его найти! Сэкономим кучу работы! И все же, - продолжал он, расправив бумажку у себя на коленях и мельком взглянув на нее, - мне кажется... мне кажется, что я усматриваю тут некий смысл, что ни говорите... "Поверил ей, увы, что я боюсь воды!" - прочитал он и обернулся к Червонному Валету. - Обвиняемый, вы боитесь воды?

- Разве по мне не видно? - сказал он.

(И действительно, это было сразу видно - ведь он был из тонкого картона, как и все карты.)

- Тэк-с, отлично, - сказал Король. Он продолжал бормотать вполголоса строки стихотворения: - Мммм... "Пусть лучшие умы страны..." - это, конечно, присяжные. Мммм... "Она ему - оно..." - ну, это несомненно, о Королеве... Мммм... "Меня пытались не мытьем, так катаньем донять" - это ясно без слов... Мммм... "Он ей - ты мне. Мы вам - вы нам!" Тут нет никаких сомнений - вот что случилось с пирожками!

- А дальше, дальше,- закричала Алиса,- там же сказано: "Они вернулись к ней давно!"

- А как же, вот они! - ликуя, крикнул Король, царственным жестом указав на блюдо с пирожками - это поистине ОЧЕВИДНО! Мммм... Дальше: "И что ж? Она же входит в раж..." Вот это странно! Ты разве когда-нибудь входила в

раж, душечка? - обратился он к Королеве.

- Никогда! - бешено крикнула Королева и запустила чернильницей в скамью присяжных.

- Удаляйтесь на совещание! - сказал Король, вероятно, в двадцатый раз за день.

- Нечего там! - сказала Королева. - Сперва приговор, посовещаются потом!

- Как не стыдно! - во весь голос заявила Алиса.- Стыдно даже болтать

такие глупости!

- Молчать! - крикнула Королева, багровея от ярости.

- Как же! - сказала Алиса.

- Отрубить ей голову! - завопила Королева во всю глотку.

 

Задание: 1) Перечитайте легенду о древнегреческом титане Прометее, принесшем людям огонь вопреки воле Зевса и осужденном за это на вечные муки. 2) Представьте, что вам дают слово в защиту Прометея. Как вы обоснуете свою точку зрения?              

Риторика для детей от ... до 99 лет

ПОХВАЛЬНАЯ РЕЧЬ

"Похвала есть способ изъяснять величие добродетели"

Аристотель

Похвальная речь содержит в себе развернутую похвалу, комплимент.

Похвальное слово произносится в адрес людей, событий, явлений, предметов, заслуживающих похвалы, по мнению автора речи. Похвальную речь можно услышать на разного рода торжествах (во время политических собраний и выступлений, в том числе в СМИ, на дипломатических раутах, научных конференциях, на юбилеях (официальных и неофициальных), на дружеских встречах, в кругу семьи).

 

Цель похвального слова - хвалить или порицать.

Виды похвального слова: хвала (энкомий) и хула.

Время: Как писал Аристотель, для оратора «наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит хвалу или хулу по поводу чего-то существующего».

Объекты похвального слова: добродетель и порок, прекрасное и постыдное. В числе добродетелей: справедливость, доброта, благородство, мужество, благоразумие, щедрость, бескорыстие, великодушие, кротость, рассудительность, мудрость. Их антиподы: несправедливость, злоба, плебейство, трусость, невоздержанность, скаредность, скупость, мелочность, распущенность, эгоизм, глупость и т.д.

Советы Аристотеля: если ты не находишь, что сказать о человеке, сравни его с другими людьми. Хорошо сравнивать человека с людьми знаменитыми. Если он окажется лучше людей, достойных уважения, его достоинства от этого только выиграют.     

ХВАЛЯТ – предмет (кого/что) – за определенные качестваа


 

Риторические приемы::

Сравнение – изображение одного предмета путем сопоставления его с другим с помощью: 1) союзов как, будто, словно, точно, как будто и др. 2) существительных в творительном падеже: завертелось колесом, юлою…)  Примеры:

  1. "черна, как жук", "бела, как снег", "вертлява, как бес", "повертелась да в лес".
  2. "…Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…"

Аллегория – иносказательное изображение явления. Примеры: ложка дегтя испортит бочку меда; близок локоток, да не укусишь; волков бояться – в лес не ходить; дорога ложка к обеду; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; не всё то золото, что блестит; соловья баснями не кормят, не в свои сани не садись и др.

Гипербола (греч. излишек, преувеличение) – образное выражение, преувеличивающее действие, предмет или явление. (Пример: слёзы льются градом, реки крови, мальчик с пальчик).

Ирония (греч. притворство) – тонкая насмешка и лукавство, прикрытые внешней учтивостью (Примеры: дурака называют мудрецом, малого ростом – великаном, бессильного – силачом).

Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Примеры: «Её сиделка - тишина», «Отговорила роща золотая // Берёзовым веселым языком…», «Мороз-воевода дозором // Обходит владенья свои…», «Скажи мне, ветка Палестины, // где ты росла, где ты цвела?»)

Сарказм (букв.: рву мясо) – язвительная насмешка, высшая степень иронии. Пример: «пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву».

 

 

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЙТЕ САМИ:

Задание: 1) прочитайте 1 и 2 примеры; 2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите? 

 

Пример 1

М.В.ЛОМОНОСОВ

ПОХВАЛЬНАЯ ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ

Ея Величества Государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1748 ГОДА

Тебя, Богиня, возвышают

Души и тела красоты,

Что в многих разделясь блистают,

Едина все имеешь Ты.

Мы видим, что в Тебе единой

Великий Петр с Екатериной

К блаженству нашему живет.

Похвал пучина отворилась!

Смущенна мысль остановилась,

Что слов к тому недостает…

Сие Россия восхищенна

В веселии своем гласит;

Москва едина, на колена

Упав, перед Тобой стоит,

Власы седые простирает,

Тебя, Богиня, ожидает,

К Тебе единой вопия:

"Воззри на храмы опаленны,

Воззри на стены разрушенны;

Я жду щедроты Твоея".

 

Пример 2

И.С. Тургенев

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
 

Пример 3

Задание:

1) прослушайте песню «Я люблю тебя, жизнь»;

2) какие риторические приемы прославления вы здесь находите?

Песня «Я люблю тебя, жизнь»
/музыка Э.Калмановского, слова К.Ваншенкина/
 
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново,
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова,
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало,
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала!
 
Мне немало дано:
Ширь земли и долина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.
В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня, -
Жизнь, ты знаешь, что это такое!
 
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете
И вершина любви -
Это чудо великое - дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки... Потом
Все опять повторится сначала.
 
Ах, как годы летят!
Мы грустим, седину замечая.
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?
Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна.
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно. 

 

Пример 4

Задание: какой риторический прием использован в следующем фрагменте?

Хвала Дождю

О, Ты, великая из великих стихий, величайшая неведомая сила! Ты несешь нам плодородие и прогоняешь засуху с наших земель. Ты даришь нам наслаждение от вдыхания великолепного озонового воздуха, спасибо Тебе, о великий Дождь!

(Ваня А., 6 класс)

Задание: сочините краткую речь, используя прием олицетворения, на тему:

  • Хвала Лету
  • Хвала Книге
  • Хвала Самолету
  • Хвала Дождю
  • Хвала Солнцу
  • Хвала Земле

Особая разновидность похвальных речейиронические похвальные речи.

Их задача – не хвала, а порицание, хула.

Цель: высмеивание того или иного человека, предмета, факта, качества. Излюбленный риторический прием – ирония, сарказм.

 

Пример 5 (классический)

Классический пример«Похвальное слово Глупости» Эразма Роттердамского. 

ЭРАЗМ РОТТЕРАДАМСКИЙ
Похвальное слово Глупости

Писано в деревне,10 июня 1508

Глупость говорит:

«Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, - мне ведомо, на каком худом счету  Глупость даже у глупейших, - все же я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие... веселит богов и людей.

Наилучшее тому доказательство - перед вами: едва взошла я на кафедру в этом многолюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем, все подались вперед и  повсеместно раздался радостный, ликующий смех Подобно тому как утреннее  солнце, показывающее земле свой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна после суровой  зимы всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и у вас при взгляде на  меня совсем иными сделались лица. В то время как великие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речи понуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу, единым моим появлением.

(из 1 главы)

 

Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин - раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг -  друга, жена - мужа, квартирант - домохозяина, товарищ - товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.

(из 21 главы)

 

Прожив с великой приятностью жизнь, не отравленную страхом и предчувствием смерти, они переселяются прямо в Поля Елисейские, дабы забавлять там своими шутками скучающие души праведных.

А теперь сравним жребий какого угодно мудреца с участью глупого шута. Представьте себе человека, который все детство и  юность свои провел в усвоении наук, который убил лучшую часть жизни на непрестанные бдения, заботы, труды, а в прочие годы не  вкушал никаких наслаждений; неизменно бережливый, бедный, печальный, хмурый, к  самому себе взыскательный и суровый, для других тягостный и ненавистный, бледнолицый, тощий, хилый, подслеповатый, преждевременно состарившийся и поседевший, он до срока расстается с жизнью. Впрочем, не все ли равно, когда он умрет - ведь он и не жил вовсе! Вот вам образ совершенного мудреца!»

(из 37 главы)

Задание:

  1. прочитайте этот текст вслух; 
  2. какие риторические приемы использует автор для прославления Глупости?

Вы, возможно, помните замечательный фильм режиссера Дж.Кькора по мотивам одноименного произведения М.Метерлинка «Синяя птица». Во время своего путешествия Тильтиль и Митиль оказываются в Стране Желаний. Жизнь в этой стране – сплошное удовольствие. В богато украшенной зале играет музыка. Столы ломятся от тортов, пирожных, мороженого, всяких вкусностей. Обитатели этой страны танцуют и веселятся день за днем. Кажется, ничто не может омрачить их радости. Это очень странные люди, и имена у них тоже странные: Удовольствие быть богатым, Удовольствие любоваться собой, Удовольствие не знать ничего, Удовольствие не понимать ничего, Удовольствие есть, когда не испытываешь голода, Удовольствие пить, когда не испытываешь жажды.

Вопрос: Как вы считаете, к какому художественному приему обращается режиссер фильма для изображения героев этой страны?


 

Пример 6

Задание: какие риторические приемы использованы в следующем фрагменте?

Хвала Бесчувствию

Кто может сравниться с Тобою, о Бесчувственность? Ты всегда радостна, спокойна и легкомысленна. Ты прекрасна: следы волнений и переживаний никогда не искажают Твои черты. Ты вечно молода! Тебе неведомо и непонятно чужое горе, Ты не замечаешь больных, не утешаешь плачущих, - Ты благоразумна. И вправду, зачем огорчаться и терять время на чужие слезы? Не слышишь крики и стоны? Прекрасно! Приятнее слушать музыку. Ты смотришь на мир ясными, холодными, равнодушными глазами: зачем расстраивать и волновать себя по пустякам? Ты холодна и тверда, как лед. В этом сила Твоя и несокрушимость. Ты исключительна, Тебе нет равных. Ты счастлива, не правда ли?

(Юля К. и Катя К., 6 класс )

 

  

Задание: напишите похвальную речь-порицание на любую из заданных тем:

·        Похвальное слово Лени

·        Похвальное слово Обжорству

·        Похвальное слово Праздности

·        Похвальное слово Равнодушию

·        Похвальное слово Эгоизму.

Теория и практика публичного выступления

 Автор - кандидат исторических наук В.Е. Язькова

(Публикуется с сокращениями, изменениями и дополнениями)

 

Целью курса является демонстрация эффективности использования классических риторических приемов в современной практике публичного выступления и создании речевого имиджа специалиста.

 

Задачи курса:

В задачи курса входит ознакомление студентов с эволюцией теории и практики ораторского искусства, определение его места в общественно-политической жизни Европы в исторической перспективе, изучение классических канонов риторики, основных приемов аргументации и практических инструментов воздействия на аудиторию. Данная программа ориентирована на практический результат, и, следовательно, основной задачей курса является обучение студентов правилам применения теоретических знаний в практике собственного публичного выступления. Особое внимание отводится поэтому выработке моделей поведения на научных конференциях, в теле- и радиоэфире, а также стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

В основу курса положен проблемно-хронологический принцип. Основные формы отчетности в ходе занятий: коллоквиумы, экзамены, составление речей по канонам крупнейших теоретиков и практиков ораторского искусства и их исполнение, письменные проверочные работы по индивидуальным заданиям, учебно-ролевые игры, промежуточные формы аттестации (доклады и рефераты).

Формы организации учебного процесса – лекционно-семинарская. В ходе практических занятий предусмотрены: ознакомление студентов с различными формами исполнительского мастерства, разработка самостоятельных творческих проектов. 

Структура курса:

Программа рассчитана на 4 семестра (с интенсивностью 4 академических часа в неделю). В течение первых трех семестров студенты ознакомятся с эволюцией теории и практики ораторского искусства. Четвертый семестр посвящен изучению: основных направлений современной политической риторики, стратегии и тактики публичного выступления, роли СМИ в системе массовых коммуникаций.

В результате освоения курса студенты должны получить общее представление об истории ораторского искусства, теории и практических методах риторики, овладеть в определённом настоящей программой объёме конкретными риторическими приёмами с целью использования их в будущей профессиональной деятельности. 


3 курс 2 семестр:

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 1. Риторический канон)

I раздел курса предполагает: ознакомление с классическим риторическим каноном на примере сочинений античных теоретиков и практиков ораторского искусства; риторическое прочтение основных законов логического мышления и примеров их нарушения. В рамках творческих заданий - создание собственных речей по канонам античных риторов.

* * *

Введение в предмет:

Цель и задачи курса. Виды публичных выступлений и жанры исполнительского искусства. Факторы, оказывающие влияние на характер устного выступления. Риторика как искусство и теория красноречия.   

Тема 1. Риторическое «древо»: корень. Логические законы мышления и софистика:

Три золотых правила риторики. Риторика и софистика. Принцип состязательности. “Старшие софисты”. Протагор из Абдер. Горгий и горгианские фигуры. Антитеза. «Чарование духа» и «обман мысли».

Тема 2. «Цветы красноречия»:

Школа красноречия Исократа. Благозвучие. Новизна. Тропы и фигуры риторики.

Тема 3. Диалог как способ совместного поиска истины:

«Жонглирование словами». Критика софистов Сократом. «Заговори, чтоб я тебя увидел». Сократовский диалог. Ирония. Индуктивный способ рассуждения.

Тема 4. Риторический канон - Инвенция: мысль, понятие, суждение:

Платоновская «Академия». «Сила речи заключается в воздействии на душу». Советы Платона о красноречии. Эволюция диалога. Мифы и притчи как способ доказательства в философском споре.

Тема 5. Риторический канон - Диспозиция: классическая риторическая композиция судебной речи:

Вступление, рассказ, разделение, доказательство, опровержение, отступление, заключение. Логика изложения фактов. Софистика и судебное красноречие. Лисий – адвокат-художник. Теория правдоподобия. Искусство этопеи. Критика софистов в трактате Аристотеля “О софистических опровержениях”. Классификация уловок: основанные на неправильном словоупотреблении и на неправильном рассуждении.

Тема 6. Умозаключение и доказательство:

Трактат Аристотеля “Риторика” как компендиум греческой риторики V - IV вв. до н.э. Совещательные, эпидейктические речи, судебные речи. Художественное совершенство речи и её содержательная наполненность. «Риторика – искусство убеждать». Система риторических доказательств Аристотеля. Виды силлогизмов. Энтимема. Средства убеждения: логические, нравственные, эмоциональные. Риторические приемы.

Тема 7. Учение о страстях:

Политическое красноречие: От Демосфена к Цицерону. Любовь и Ненависть – первопричины всех страстей. Патетика и патриотизм. Ораторское искусство эпохи эллинизма. Азианство. Тропы и фигуры риторики. Риторический вопрос.

Тема 8. Риторический канон – Элокуция. Формула Цицерона.: 

Римское доцицероново красноречие. Цицерон о канонах классического красноречия. Учение о стилях. Советы начинающим ораторам. «Речи против Луция Сергия Катилины» - шедевр ораторского искусства. Тропы и фигуры риторики. Инвектива. Персонификация. Градация.

Риторическая практика:

Освоение риторических приемов на практике. Составление совещательных, судебных и эпидейктических речей по канонам античных теоретиков ораторского искусства.      

Источники:

Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978., сс. 71-125.

Горгий. Похвала Елене. // www.kogni.narod.ru/

Демосфен. Речи. М.,1996, т.III.

Лисий. Речи. М.,1994

Платон. Диалоги «Федр», «Пир», «Горгий», «Софист». Любое издание.

Цицерон Марк Туллий. Речи против Катилины (любое издание), www.infoliolib.info/

Оратор. // Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994, сс. 331-384

Литература:

Асмус В.Ф. Логика. М., 1947.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. // Античная поэтика. М., 1991.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики . Исократ. М., 1994.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 2002

Маковельский А. Софисты. Вып. 1,2. Баку, 1940-1941;


4 курс 1 семестр:

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 2. Композиция)

Во II разделе курса рассматривается эволюция теоретических знаний о правилах композиции публичной речи и их практическое применение в духовно-нравственном, академическом и политическом красноречии. Специальный раздел посвящен учению М.В.Ломоносова о хрии как классическом образце речи-рассуждения.

* * *

Тема 1. Аттицизм:

Риторика и ораторское искусство Рима. Красноречие Цезаря. Квинтилиан. «Песок без извести» Сенеки. Диатриба – проповедь-спор. Оформление классического риторического канона из 5 разделов (нахождение, расположение, украшение, запоминание и произнесение).  

Тема 2. Риторика в Библии. Металогия:

Конфликт «второй софистики» и раннехристианской риторики. Слово – священное и творческое начало: “В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Логии Иисуса. Евангельская проповедь. Макаризмы. Библейские притчи. Проповедь христианской морали в посланиях Апостола Павла. Риторический пафос. Тропы и фигуры риторики.

Тема 3. Риторическая композиция проповеди. Доводы к пафосу и этосу в духовно-нравственном красноречии:

Гомилетика – «антириторика». Неприятие античной риторической практики. Собеседовательность, общепонятность, бесхудожественность. Любовь к собеседнику. Экзегетическая, назидательная, богословская проповедь в патристике. Христианская риторика (на примере «Монологов» Блаженного Августина.) Вклад схоластики в разработку системы риторических фигур. Аргументы к «авторитетам». Молитвы и проповеди Фомы Аквинского. Роль риторики в средневековом университетском образовании. Публичные диспуты. Возвращение ораторского искусства «на площадь». Религиозно-моральный пафос Джироламо Савонаролы. Тропы и фигуры риторики.

Тема 4. Классическая риторическая композиция академической речи (на примере сочинений некоторых итальянских гуманистов XV в.):

Риторика эпохи Возрождения и её влияние на становление языкового сознания нации. Слово – носитель исторического и культурного опыта человечества. Античный риторический идеал в трудах итальянских гуманистов. Лоренцо Валла. Кристофоро Ландино. Марсилио Фичино. Анджело Полициано. Джованни Пико делла Мирандола. Эрмолао Барбаро. Структура речи: обращение, именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Правила введения.

Тема 5. Риторическая композиция политического трактата (на примере сочинений  Н.Макиавелли):

Особенности гуманистической риторики. Теория выдвижения и его модели. Стратегия медленного «наращивания» информации. Шоковая стратегия. Стратегия «маневра».

Тема 6. Хрия - классический образец речи-рассуждения:

Совещательный характер риторики эпохи Просвещения. Элементы научного знания. Соблюдение норм разграничения стилей в употреблении тропов и фигур. Учение М.В.Ломоносова о хрии. Восьмичастная строгая (классическая) хрия. Нестрогая (свободная) хрия. Расположение материла в трактах эпохи Просвещения.

Риторическая практика:

Освоение риторических приемов на практике. Составление академических речей и политических трактатов в соответствии с классическими правилами расположения материала.

Источники:

Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. XXVIII. О смертной казни. XXXII. О самоубийстве. Любое издание.

Библия. Екклесиаст 1-2; Евангелие от Матфея, 5-7; 22-23; Евангелия от Луки, 8, 11:33-36, 14-18. Послания Апостола Павла: I Посл. Коринфянам, 11, 13.

Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Любое издание.

Иоанн Златоуст. Гомилии на Евтропия-евнуха, патрикия и консула. // Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1970.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Часть III «О расположении». // Ломоносов М. Избранная проза. М., 1986. Сс. 390-410.

Макиавелли Н. Государь. Глава. XXVI. Любое издание.

Савонарола Дж. «На Тебя, Господи, уповаю», «Первая проповедь об Исходе», «Шестая проповедь об Исходе». Любое издание.

Cвятитель Августин епископ Гиппонский. Монологи. Книга I. Любое издание.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Любое издание.

Литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. Гл. 2. Риторика и творческая воля. М., 1989,  сс. 59-103.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие к спецкурсу. М., 1980.

Курбатов Г.Л. Риторика. // Культура Византии. Т. I.

Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики. М., 1995


 

4 курс 2 семестр:

Эволюция теория и практика ораторского искусства (часть 3. Аргументация.)

В задачи III раздела курса входит: ознакомление студентов с теорией и  классическими моделями аргументации, корректными и некорректными способами доказательств в диалоге, в академической и парламентской речах, в политических воззваниях, в ходе выступления в эфире; изучение системы аргументации оппонента и самостоятельная выработка конкретных риторических приемов для её развенчания.  

* * *

Тема 1. Теория аргументации и её практическое применение (тексты примеров – по выбору преподавателя)

Идея воспитания в риторике. Военное красноречие. Формулировка целей и задач. Анализ имеющихся в наличии фактов. Установка логической связи между исходными данными и сделанными на их основании выводами. Фазы и стадии аргументации. Виды доказательств.

Тема 2. Аргументация в диалоге (на примере сочинений Дж.Леопарди)

Дедуктивный и индуктивный методы ведения диалога. Аналогия. Классификация вопросов и ответов. Типы реплик. Структура диалога. Определение предмета, разъяснение позиций, уточнения, аргументы и контраргументы, разногласия, выводы и подведение итогов. Возможные тактики ведения диалога. Ошибки в демонстрации или в способе доказательства. Игровая модель диалога.

Тема 3. Аргументация в парламентском и судебном красноречии (тексты примеров – по выбору преподавателя):

Риторика либерализма. Позиция «золотой середины». Доводы к этосу в политическом красноречии. Аргументы ad auditoriam. Аргумент к чувству собственного достоинства аудитории. Аргументы аd hominem (к личности ритора и оппонента): компетентность, добродетель, известность. Аргументы к авторитетам. Русское судебное красноречие.

Тема 4. Аргументация фашистской риторики (тексты примеров – по выбору преподавателя):

Специфика риторики тоталитарных режимов. Средства массовой информации на службе режима. Эволюция фашистской риторики. Доводы к пафосу в политическом красноречии. Полемические и психологические уловки. Аргументы ad ignorantiam. Инсинуация, переход на лица, навешивание ярлыков. Довод к “городовому”. Отождествление аргумента и вывода. «Двойная бухгалтерия». Аргумент к страху: «палочные доводы». Шантаж, угроза применения силы. Логическая диверсия. Обструкция.

Тема 5. Приемы развенчания системы аргументации противника (тексты примеров – по выбору преподавателя) 

Определение задачи. Анализ системы аргументации противника. Поиск и демонстрация ложных аргументов, противоречий, грубых нарушений логики, ошибок в доказательстве, некорректных риторических приемов. 

Риторическая практика

Освоение риторических приемов на практике. Составление академических речей и политических воззваний в соответствии с теорией аргументации.

Источники:

Александров П.А. Дело В.Засулич. // Александров Д.Н. Риторика или русское красноречие. М., 2003, сс. 169-188.

Леопарди Дж. Моральные сочинения. Любое издание;

Наполеон Бонапарт. Императорские максимы. М.,2003

Обыкновенный фашизм. Киностудия «Мосфильм», 1965.

Литература:

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. 

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. М., 1989

Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993

Брутян Г.А. Новая волна интереса к философской аргументации // Философия и культура. М., 1987

Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М., 2001.


5 курс 1 семестр:

Практическая риторика

IV раздел курса состоит из двух частей: 1) изучения основ исполнительского искусства и 2) разработки стратегии и тактики публичного выступления. Основные задачи: овладение студентами приемами исполнительского мастерства в соответствии с законами логики речи; приобретение навыков реферирования; выработка моделей поведения в условиях публичного дискурса и в конфликтных ситуациях.

* * *

РАЗДЕЛ I. Основы исполнительского искусства:

Тема 1. Законы логики речи

Новое, единое и знакомое понятие. «Скелетирование» фразы. Исполнительские приемы выделения нового понятия. Задачи информационного жанра. Информативность, краткость и объективность. Логическая пауза и логическое ударение. Акцент новизны. Главное и второстепенное. Практическое применение правил логического анализа текста на материалах информационного жанра.

Тема 2 Развитие темы в тексте:

Структура и композиционное решение информационной заметки. Реферирование новостей.

Тема 3 Закон противопоставления:

Выявление скрытого противопоставления. Основные принципы составления информационного выпуска. Политическая важность. Тематическое единство. География информации. Контрастное противопоставление.

Тема 4 Смысловое единство:

Выделение логическим ударением однородных членов предложения. Типы информационных выпусков. Специальные и экстренные выпуски. Политическое заявление.

Тема 5 Язык и стиль информации:

Общие и тематические информационные выпуски. Самостоятельная работа над композицией информационного блока. Смена ритма.

Тема 6 Эффект «присутствия»:

Инверсия. Информационный жанр: репортаж, корреспонденция. Актуальность. Оперативность. Информативность. Краткость.

Тема 7 Создание речевого образа:

Цитирование. Прямая речь. Аналитический жанр: интервью.

Тема 8 Подтекст:

Общее стилистическое решение материала. Реферирование материалов периодической печати.

Тема 9 Подчинение единой задаче:

Аналитический жанр: обзор печати. Соединение импровизации и чтения.

Тема 10 «Видение» в разговорной речи:

Документально-художественный жанр: очерк, зарисовка, рассказ, фельетон в эфире. Выразительность разговорной речи. «Видение». Элементы художественного чтения. Актёрское мастерство оратора.

РАЗДЕЛ II. Стратегии и тактики публичного выступления:

Тема 1. Речевой имидж: 

Речевой имидж как составная часть имиджа человека. Формирование речевого имиджа ученого, политика, журналиста. Корпоративный речевой имидж СМИ и политических партий. Нападение и защита в публичных выступлениях. СМИ как законодатель норм современной речевой культуры и политической риторики. Вневизуальность радио и создание «мысленного» образа. Эффект присутствия. Функции СМИ: информационная, коммуникативная, идеологическая, культурно-образовательная, развлекательная, рекламная, и функция «четвертой власти». Приемы манипулирования. Инструменты воздействия на подсознание. Дезинформация. Внушение. Мифотворчество. Создание «образа врага». Формирование стереотипов. Имидж. Отвлечение.

Тема 2 Беседа:

Основные правила ведения беседы. Цели собеседников и модели поведения сторон. Корректное и некорректное ведение диалога. Инструменты воздействия на собеседника. Искусство слушать. Заинтересованность. Речевой этикет.

Тема 3 Практика публичного выступления

Задачи выступления: передача и обмен информацией, переговоры для достижения компромисса, укрепление связей, разрешение конфликта. Виды выступлений: доклад, сообщение, рецензия, участие в обсуждении. Процедура защиты научной работы. Основные модели поведения выступающего. Ролевые позиции. Спор «по правилам» и «без правил». Шутка и каламбур. Диспут. Дискуссия. Дебаты. Речевая агрессия и способы её нейтрализации.

Литература:

Андроников И. Слово написанное и сказанное. // Я хочу рассказать вам. М., 1965.

Барманкулов М. К. Познать современника: Очерк в газете, на телевиде­нии, радио, в документальном кино. Алма-Ата, 1985.

Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и PR. Ч. 1. СПб.,1995.

Всеволодов В.В. Логика речи: Учебное пособие для дикторов и ведущих. М.,1998

Зарва М. В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

Маккой К. Вещание без помех. Пер. с англ. М., 2000.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Подготовка телерадиорепортера. (Из французского опыта). Реферативное изложение книги Пьера Ганца и Жан-Пьера Шампа «Репортаж на радио и телевидении». М., 2000.

Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. М.   1991

Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., 1997.

Савкова З.В. Монолог на сцене. Спб, 2009.

Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

Смирнов В. В. Аналитическая журналистика: Жанры радиовещания в кон­тексте массовых коммуникаций. Теория и практика. Ростов-на-Дону, 1999.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста  / Пер. со шведского. М., 1999.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2002.


Вопросы и задания на экзамене (примеры):

Эволюция теории и практика ораторского искусства (часть 1. Риторический канон)

1. Вопросы:

  • Логические законы мышления и софистика.
  • Искусство этопеи.
  • Мифы и притчи в диалогах Платона.
  • Силлогизм и энтимема.
  • Формула Цицерона.

        

2. Задание: укажите тропы и фигуры риторики, использованные автором в следующем фрагменте:

Вариант 1

(6) Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами улещена, или любовью охвачена? – Если примем мы первое, то не может быть виновна обвиняемая: божьему промыслу людские помыслы не помеха – от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведет, а слабый следом идет. Бог сильнее человека и мощью и мудростью, как и всем остальным: если богу или случаю мы вину должны приписать, то Елену свободной от бесчестья должны признавать. (7) Если же она силой похищена, беззаконно осилена, неправедно обижена, то ясно, что виновен похитчик и обидчик, а похищенная и обиженная невиновна в своем несчастии. Какой варвар так по-варварски поступил, тот за то пусть и наказан будет словом, правом и делом: слово ему – обвинение, право – бесчестие, дело – отмщение. А Елена, насилию подвергшись, родины лишившись, сирою оставшись, разве не заслуживает более сожаления, нежели поношения? Он свершил, она претерпела недостойное; право же, она достойна жалости, а он - ненависти. (8) Если же это речь ее убедила и душу ее обманом захватила, то и здесь нетрудно ее защитить и от этой вины обелить. Ибо слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость. (9) А что это так, я докажу – ибо слушателю доказывать надобно всеми доказательствами.

(Горгий «Похвальное слово Елене»)

Вариант 2

…На нашей стороне сражается чувство чести, на той — наглость; здесь — стыдливость, там — разврат; здесь — верность, там — обман; здесь — доблесть, там — преступление; здесь — непоколебимость, там — неистовство; здесь — честное имя, там — позор; здесь — сдержанность, там — распущенность; словом, справедливость, умеренность, храбрость, благоразумие, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками; наконец, изобилие сражается с нищетой, порядочность — с подлостью, разум — с безумием, наконец, добрые надежды — с полной безнадежностью. Неужели при таком столкновении, вернее, в такой битве сами бессмертные боги не даруют этим прославленным доблестям победы над столькими и столь тяжкими пороками?

(Цицерон М.Т. «Вторая речь против Катилины»)

Вариант 3

Разве я с начала революции не держался ваших убеждений? Разве меня не видели в борьбе с внутренним врагом? Разве я не был солдатом, дерущимся с чужеземцами? Я пожертвовал пребыванием моим в департаменте, покинул моё добро и владения, всё потерял ради республики. И меня вышвырнуть вместе с врагами отечества? Патриоты безрассудно лишатся генерала, который был не бесполезен республике?.. Послушайте, снимите с меня бремя, возвратите мне уважение патриотов; и я готов через час охотно отдать мою жизнь, если её потребуют злые люди. Я так мало ценю её и довольно часто пренебрегал ею. Только мысль, что я могу ещё раз быть полезным отечеству, внушает мне мужество нести её бремя.

(Наполеон Бонапарт. Письма из заключения. Август 1794 г.)

 

3. Разбор подготовленной самостоятельно в домашних условиях эпидейктической, совещательной или судебной речи, написанной по канонам античных теоретиков ораторского искусства. Тема речи свободная.